Мемориальные памятники 19-го века
Удивительно, но этот печальный, скорбный уголок может стать местом для неспешных прогулок, во время которых хочется думать о превратностях жизни, ее смысле, загадках. У старых кладбищ есть одна неповторимая черта – вековые памятники на могилу, увитые плющом и покрытые мхом, отличаются неповторимыми чертами, каждый представляет красивый скульптурный образ, а не просто стандартную стелу.
Территории старинных захоронений – это своеобразные музеи ритуальных памятников, ведь в каждом столетии существовали характерные черты надгробных скульптур. Еще в восемнадцатом веке принято было изготавливать надгробья в античном стиле. Этот период считается расцветом кладбищенской скульптуры, памятники украшались гирляндами, цветами, драпировками. Для начала 19-го века характерно влияние романтизма на создание ритуальных памятников и на оформление мемориальных территорий. Скульптурные комплексы стали более масштабными, могилки оформлялись красивыми оградами, которые также представляли собой произведение прикладного искусства. Ритуальные памятники начала 19-го века были проникнуты христианскими мотивами, это видно по таким распространенным типам надгробий, как «Жертвенник», «Аналой», «Колонна». Они представляют собой перевернутые конусы, колоны, перебитые кубом и другие сооружения. Монументально и торжественно выглядит памятник типа «Часовня», имитирующий часовенный столб. Попадая на территорию мемориального парка со старинными захоронениями, переносишься в другое историческое время – время романтических отношений, подвигов во имя Отечества, время старинных родов и традиций.
Некоторые ритуальные памятники на могилу начала 19-го века создавались известными скульптурами и представляют собой талантливые произведения искусства. Автор памятника Минину и Пожарскому, Иван Петрович Мартос, прославился и как создатель нескольких великолепных надгробных скульптурных композиций. Постигнув тайны натурального камня у итальянских мастеров, он создал надгробья, действительно воплощающие нематериальное понятие «память». Избрав для «печального» творчества нео-античный стиль, сюжетный образ «плакальщицы», он изготовил мемориальные композиции для могил княжны С. Волконской и княгини Е. Куракиной. Ритуальные памятники Мартоса действительно передают благородную печаль, красивую грусть.
В Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры Петербурга покоится граф Панин Никита Иванович. Для многих он известен тем, что память о нем увековечена прекрасной мемориальной композицией талантливого Мартоса. Памятник изготовлен из мрамора нескольких оттенков. В нем сочетается простота и изысканность, античный стиль, драпировки и торжественная магия мрамора.
Иван Мартос создал памятник для основателя Смоленского армянско-григорианского кладбища в Санкт-Петербурге Ивана Лазарева, известного мецената, ювелира, бизнесмена. Под памятником похоронен и сын Лазарева, погибший на войне. Увидеть мемориальную композицию в данное время можно в Музее скульптуры города. А в Батурине, в Воскресенской церкви, надгробье, изготовленное Мартосом, увековечило память великого Кирилла Разумовского.
Старинные мемориальные надгробья, ритуальные памятники на могилу – это часть истории. Они вызывают трепет и волнение. Людей, похороненных под ними, уже давно нет, но кто-то прочитает уже еле различимое имя – и вспыхнет свечка памяти, разрушится забвение.